4 совета журналисту, работающему на фрилансе

Быть журналистом-фрилансером непросто, стоит ли говорить. Мало того, что ты становишься слугой тысячи господ и не можешь раз и навсегда подчиниться догмам лишь одного издания, так еще и всегда есть риск, что рано или поздно ты останешься без заказов. С другой стороны, фриланс абсолютно не ограничивает тебя в возможных темах, поэтому ты можешь писать одинаково хорошо о валютных депозитах и модных оттенках будущего сезона, откровенно начихав на мнение людей, которые считают некоторые виды журналистики недостойной.

Редакция Pressfeed собрала несколько советов из блогов западных журналистов, где они делятся своими секретами успешного пребывания на журналистском фрилансе. Надеемся, хотя бы некоторые из этих советов окажутся полезными и вам.

1. Всегда будь готов к отказу

Известный австралийский военный корреспондент, газетный и теле-журналист Саймон Таунсенд говорит в своем блоге о главном страхе журналиста — страхе отказа. Но именно фриланс-журналист должен быть к нему готов больше, чем кто бы то ни было:

«Журналисты, которые работают на фрилансе — даже в серьезном возрасте, да даже я — все мы живём в постоянном страхе, что наше детище, наше творение будет отвергнуто редактором. Вы никогда не сможете спрятаться от этого страха. Он не надуманный. Это может случиться и, скорее всего, случиться с вами рано или поздно. И неважно, сколько лет вы работаете и как много времени истратили на материал. Но если вы сможете справляться с этим страхом, вы станете более успешным автором на фрилансе.

Фрилансеру лучше заранее побеспокоиться о том, как он отреагирует на возможный отказ. Вы можете приготовиться и попробовать отправить редактору другой материал, который держали для такого случая. Или будете переписывать имеющийся черновик до победного конца, добавляя фотографии, цитаты, примеры — это ваше дело. Но готовый ответ на такую реакцию у вас должен быть.

Редактор не обязан объяснять вам, почему он отверг ваш материал. Будьте смелыми и самокритичными. Сравните свой материал со всеми теми, что попали в последний выпуск. Возможно, вы найдете ответ там».

2. Как можно раньше установи свою ставку за работу над материалом

Чем раньше ты узнаешь, сколько стоит твоя работа, тем раньше пойдут в гору твои фрилансерские дела, — считает британский музыкальный журналист Кейт Хатчинсон:

«Деньги во фрилансе являются тем пунктом, без которого не может быть никаких вторых, третьих и четвертых пунктов. Некоторые журналы применяют равную для всех ставку из расчета количества знаков или слов итогового материала. Другие — купят у вас материал по той цене, по которой вы его предложите. Никогда не бойтесь обсуждать финальную цену итогового материала. Просто спросите «Сколько вы мне за это заплатите?» и, если редактор назовет цену, которая покажется вам слишком маленькой, постарайтесь поторговаться. Если же вас спрашивают про то, сколько вы возьмете за материал, вы всегда должны точно знать, что ответить и знать цену своей работы».

3. Отказывать — нормально

Начинающий фрилансер часто бывает одержим поиском новых заказчиков, успешный же его собрат обычно по уши завален работой. Вопрос поиска заказчиков стоит, пожалуй, удостоить отдельного поста, а вот если второй случай — как раз про вас, то известный британский фриланс-журналист Джош Джонс (в его послужном списке работы с Esquire, Interview и многими другими журналами), советует не бояться говорить заказчикам «нет», если вы и так перегружены работой:

«Обычно люди понимают, что, если ты работаешь на фрилансе, то у тебя обычно есть и другая работа. Но есть и такие, что думают, что ты всю жизнь просидел в ожидании звонка от них. Учитесь разбираться с обеими категориями.

Одновременно стоит брать лишь столько проектов, сколько вам комфортно в данный момент на себя взять. Если ты фрилансер, то иногда бывает совершенно нормальным просиживать всю ночь над срочной работой. Но если ты по уровню нагрузки близок к тому, чтобы пойти и утопиться в ближайшей реке, то иногда бывает вполне разумно отказать новому заказчику.

Отказывайтесь красиво: скажите, что в данный момент вы не можете уделить проекту 100% вашего внимания, и при этом не привыкли делать что-то, не доводя проект до собственных же высоких стандартов. Обычно это работает. Пожалуйста, только не надо отвечать заказчику, что вы можете сделать кое-что, если вы имеете ввиду вот этот свободный час в воскресенье. Это дорога в быстрому концу фрилансерской карьеры».

4. Заведите знакомства с другими журналистами-фрилансерами

Ни один список рекомендаций и советов не даст вам исчерпывающее представление о том, с какими проблемами обычно сталкивается фрилансер, делающий вашу работу. Но рано или поздно у вас возникнет вопрос, на который некому будет ответить. Заведите на этот случай дружбу с другими фрилансерами, занимающимися той же работой, что и вы, — советует Фаррах Моххамед в своей колонке для HackPack.

«Образ фрилансера как человека в пижаме, ведущего беспечную жизнь, верен всё-таки лишь отчасти. Однако нередко у фрилансера возникает множество неудобных, а иногда и вовсе мелких технических вопросов. Как правильно обсуждать цену за материал? Как долго ждать оплаты, прежде чем напомнить о себе? Где лучше всего искать заказчиков и источников? Что делать с материалом, который отказались брать? Всё это может здорово разочаровать новичка во фрилансерской жизни.

Знакомство с другими фрилансерами поможет вам встречать все препятствия с тем приятным чувством, что такое случилось не только с вами. Если вы бесповоротный интроверт и встречаться лично для вас тяжеловато, то есть куча фрилансерских групп в социальных сетях — там всегда можно спросить совета, узнать о новых интересных проектах и просто поплакаться о вашей новой жизни».

Основано на материалах блогов: Simon Townsend Journalism, Kate Hutchinson и HackPack.

Pressfeed.ru - журналистский сервис для сбора фактуры.